Рассчитать стоимость и уточнить сроки

«ГАЗ» покоряет новую высоту

Генеральный директор. Управление промышленным предприятием

№ 1, январь 2011, сс. 16-18

«Группа ГАЗ» выполнила заказ предприятия Ural Boeing Manufacturing на поставку оснастки станков для изготовления деталей самолета Boeing 787 Dreamliner.

 

Этот ответственный заказ был размещен на Заводе штампов и пресс-форм (ЗШП). В рамках этого контракта «Группа ГАЗ» поставила уральскому предприятию 137 станочных приспособлений для правильной ориентации заготовки в станке. Директор Дивизиона «Автокомпоненты» «Группы ГАЗ», управляющий директор ОАО «ГАЗ» Кирилл Эпштейн считает, что опыт такого сотрудничества — лучшее свидетельство успешного развития предприятия.

 

— Как получилось, что автомобильная компания стала производителем оснастки для авиации?


— Принято считать, что автопроизводители способны выпускать только компоненты для автомобилей. Однако этот стереотип не соответствует действительности. У ГАЗа есть очень сильные заготовительные производства — литейное и кузнечное, которые могут выполнять самые разнообразные заказы практически любых клиентов: от индивидуальных предпринимателей до крупных международных корпораций из различных отраслей. А технологические возможности ЗШП, выпускающего оснастку, можно смело считать уникальными среди предприятий подобной спецификации. Сотрудничество с Ural Boeing Manufacturing, совместным предприятием корпораций Boeing и «ВСМПО-Ависма» по обработке титановых штампов ок для производств а нового пассажирского самолета Boeing 787 Dreamliner, стало для Дивизиона «Автокомпоненты» «Группы ГАЗ» подтверждением его успехов по диверсификации бизнеса — освоению новых форм развития производства и продаж продукции марки ГАЗ. Ural Boeing Manufacturing — один из крупнейших сторонних заказчиков ЗШП.

 

— Насколько сложно было получить этот заказ? Какие этапы отбора пришлось пройти?

 

— Все структуры корпорации Boeing предъявляют самые высокие требования ко всем поставщикам решений и компонентов для выпуска авиалайнеров, и с каждым годом в связи с ужесточением норм авиаперевозок эти требования усиливаются. Естественно, это касается и реализации перспективного проекта по созданию Boeing 787 Dreamliner. Главный критерий подразделений Boeing при организации поставок оборудования и компонентов — наличие передовых технологий у партнеров. Именно такими технологиями обладает наш ЗШП: установленный на предприятии высокоскоростной обрабатывающий центр Mecof Dynamill 3000 позволяет выполнять высокоточную обработку крупногабаритных деталей весом до 80 т.

 

— Контролировал ли Ural Boeing Manufacturing ход выполнения заказа?


— Да, представители инженерной службы Ural Boeing Manufacturing неоднократно посещали наш завод в ходе исполнения заказа и активно участвовали в процессе производства.

 

— Произведенные вами детали были приняты без нареканий?


— Да, к изготовленным деталям замечаний не было. Этого удалось достичь благодаря высокому качеству выпущенной оснастки и точному соблюдению всех требований заказчика. А эти требования изначально были очень высокими, можно сказать, бескомпромиссными.

«Группа ГАЗ» выполнила заказ предприятия Ural Boeing Manufacturing на поставку оснастки станков для изготовления деталей самолета Boeing 787 Dreamliner.

— Насколько этот заказ не специфичен для вашего производства? Приходилось ли раньше делать что-то подобное?


— Это действительно уникальный заказ, ранее подобных деталей Дивизион «Автокомпоненты» не выпускал. Серьезное падение автомобильного рынка в 2009 году активизировало усилия Дивизиона по поиску клиентов за пределами «Группы ГАЗ» и развитию продаж продукции внешним заказчикам. Возможность партнерства с предприятиями из различных отраслей Дивизион получил благодаря новым технологиям производства, которые ГАЗ освоил в 2009 году. Была реструктурирована производственная площадка, внедрена новая система качества, что обеспечило повышение производительности труда. Росту эффективности автокомпонентного производства ГАЗа поспособствовала и модернизация оборудования, которая проводилась на предприятии в последние годы. Так, кузнечная площадка ГАЗа получила современный стан поперечной клиновой прокатки WRL, цех цветного литья — новые автоматизированные комплексы литья давлением усилием до 1 тыс. т, завод автомобильных агрегатов — комплекс высокоточных станков Klingelnberg, Behringer, Excello и станок токарной обработки Hessap с числовым программным управлением, ЗШП — обрабатывающий центр Mecof Dynamill 3000.

 

Новое оборудование позволяет выпускать детали с более высокой точностью в плане геометрии и состава, а значит, и снижать их себестоимость. А установленный на ЗШП обрабатывающий центр дает возможность выполнять неспецифичные единичные заказы. Кстати, сейчас на предприятии идет монтаж нового уникального пресса — системы формования эластичной средой. Этот пресс позволяет делать штампованные детали с существенной — до 10 раз — экономией затрат.

 

— На других российских предприятиях есть подобные высокоточные обрабатывающие центры?


— Высокоскоростной обрабатывающий центр Mecof Dynamill 3000 можно считать уникальным для России, поскольку он способен обрабатывать детали огромных габаритов — до 6000x3000x1500 мм.

 

— Значит ли это, что, располагая подобным оборудованием, ваше предприятие может рассчитывать на регулярные сторонние заказы?


— Действительно, возможности высокоскоростного обрабатывающего центра представляют интерес как для предприятий «Группы ГАЗ», так и для сторонних заказчиков. С его помощью можно изготавливать инструментальную оснастку очень высокого качества. Благодаря такому оборудованию Дивизион «Автокомпоненты» может рассчитывать на заказы ведущих мировых автопроизводителей и представителей других отраслей — возможности обрабатывающего центра позволяют обеспечить производство продукции любой сложности и качества в установленные сроки.

— Достаточен ли уровень квалификации кадров для работы на таком оборудовании? Пришлось ли вам проводить дополнительное обучение?


— Квалификация работников предприятий « Группы ГАЗ», включая нижегородскую площадку, позволяет им с легкостью осваивать оборудование любой сложности. Непосредственно центр Dynamill обслуживают самые высококвалифицированные специалисты. Для освоения современных технологий производства и управления в компании был создан Корпоративный университет «Группы ГАЗ», которым разработано более двухсот уникальных учебных программ по подготовке и повышению квалификации персонала. Также проводятся тренинги по актуальным темам: «Бережливое производство», «Система менеджмента качества», «Формирование и развитие команд», «Лидерство и личная эффективность», «Конструкция и эксплуатация автомобиля» и другие.

 

— Вы упомянули, что в 2009 году на предприятиях Дивизиона «Автокомпоненты» «Группы ГАЗ», так же как и на всех заводах компании, прошло кардинальное обновление системы качества. Расскажите подробнее, в чем оно состояло.


— Новые стандарты качества внедрены в сотрудничестве с международными произв о-дителями в рамках проекта по выпуску легковых автомобилей. Это контроль соответствия параметров каждого автомобиля заданным техническим характеристикам на протяжении всего производственного цикла (сварка, окраска, сборка), а также специальная методика аудита автомобиля для независимой оценки его качества «с позиции потребителя» и другие меры. Впоследствии новые стандарты были перенесены на другие производства ГАЗа и производственные площадки «Группы ГАЗ». Непосредственно Дивизион «Автокомпоненты» получил уникальный опыт производства продукции в сотрудничестве с компанией Magna, представители которой входят в состав Совета Директоров «Группы ГАЗ».

 

— Предполагается ли дальнейшее сотрудничество Дивизиона с Ural Boeing Manufacturing, или речь шла только о выполнении разовой работы?


— В данном случае можно говорить о системном долгосрочном партнерстве. Начало этого сотрудничества фактически было положено бо лее пяти лет назад, когда ЗШП заключил св ой первый контракт с корпорацией «ВСМПО-Ав исм а» — к омпанией, которая в 2009 году совместно с корпорацией Boeing создала совместное предприятие Ural Boeing Manufacturing. Мы поставляем компании «ВСМПО-Ависма» станочные приспособления для ориентации деталей на станке и надеемся, что наше партнерство будет иметь продолжительную историю.

 

— Намерено ли предприятие увеличивать процент «сторонних» заказов?


— Да, процент сторонних заказов увеличивается сейчас и будет расти в дальнейшем. Ожидается, что по итогам 2010 года доля поставок внешним клиентам Дивизиона в общем объеме его продаж составит около 20 %, тогда как по итогам 2009 года этот показатель несколько превышал 10 %. Сейчас среди покупателей компонентов марки ГАЗ — более 200 компаний: не только автопроизводители, но и крупные транспортные компании, предприятия авиапрома и других отраслей. География продаж — вся Россия, страны СНГ и дальнего зарубежья. В частности, Дивизион поставляет продукцию холдингам «Соллерс» и «АвтоВАЗ», компании «Российский железные дороги», корпорации «ВСМПО-Ависма», структурам Объединенной авиастроительной корпорации.

 

Беседу вела Татьяна КОКИНА-СЛАВИНА